?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Как известно из предыдущих серий, 17 (30 - по новому стилю) августа 1919 года красные бронепоезда под общим командованием начальника артиллерии 9-й дивизии А. Д. Давыдова совершили вылазку против захваченной белыми станции Ржава, удачно обстреляв и повредив тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита». В результате обстрела станции произошёл взрыв вагонов со снарядами и были разрушены железнодорожные пути.

Как отмечает белый мемуарист Власов, удачный выстрел с бронепоезда «Офицер» нанёс серьёзные повреждения головному красному бронепоезду, после чего атака была прекращена и нападающие отошли к разъезду Сараевка.

Согласно воспоминаниям Ларионова, удачный выстрел произвели на самом деле марковцы-артиллеристы капитана Михно, стрелявшие из полевого орудия со стороны деревни Колбасовки.

Несколько иначе выглядит этот эпизод в беллетризованных воспоминаниях Г. Ф. Пронина, одного из членов экипажа бронепоезда «Офицер». Сам автор в бою не участвовал и приводит описание со слов очевидца-артиллериста.



Георгий Федорович Пронин (1898–1962, Сан-Франциско)
Родился в Кашине Тверской губернии. Окончил Харьковскую гимназию, в 1917 г. — юнкер Николаевского инженерного училища. После Октябрьского переворота чудом избежал расстрела в Петрограде, затем — студент Харьковского университета. В 1919-1920 гг. — в рядах белых войск на Юге России, служил вольноопределяющимся на бронепоезде «Офицер» до эвакуации Русской армии из Крыма. В эмиграции окончил Пражский университет, жил и работал в Польше, Западной Германии, после 1950 г. — в США. Поэт, автор поэтического цикла, посвященного Белому движению. Умер в Сан-Франциско, похоронен на Сербском кладбище
.


«Мы держали Ружаву [так в тексте] уже около двух недель. Нас прикрывали наши бронепоезда «Офицер», «Генерал Корнилов» и «Иоанн Калита». Со стороны красных были бронепоезда «Удав», «Большевик», «III-й Интернационал», «Роза Люксембург» и «Черномор»... «Черномор» был крайне назойливый и, надо отдать справедливость, храбрый бронепоезд. Его команда состояла из матросов Черноморского флота.

В это утро я находился на своём наблюдательном посту. Передо мной открывалась долина, где находились наши части, а далеко за ними можно было рассмотреть расположение противника. Я всё время внимательно разглядывал его позиции. Немного правее от выемки, прикрытый кустарником, в нашем расположении стоял какой-то бронепоезд. Предрассветный туман лиловой завесой опустился у кустов и мешал рассмотреть очертания «броневика». Наш тяжёлый бронепоезд «Иоанн Калита» мирно дремал в выемке перед станцией.





Артиллерист белого бронепоезда. 1919 (журнал «Родина» №3. — 2008. — с.19).


Когда [неизвестный] бронепоезд тронулся со своего места и вышел из кустарника, я глянул на него в бинокль. Отчётливо и ясно на оливковой броне видны были на его борту красные звёзды и надпись — «Черномор». У меня чуть бинокль не вывалился из рук... Вырвав у телефониста трубку, я прямо заорал на батарею прицел, данный командиром. Грянул выстрел. Наш снаряд дал огромный перелёт. В то же время сверкнул огонь на головном орудии «Черномора», и сейчас же сильный взрыв гранаты последовал на бронепоезд «Иоанн Калита», который получил тяжёлое попадание. Наша батарея била неудачно. «Черномор» полным ходом приближался к нам. Несколько пулемётов у него сразу же открыли огонь.

«Черномор» вышел у маленького железнодорожного домика на прямой путь к станции и открыл по ней огонь. На станционных путях поднимались клубы дыма от взрывов гранат: «Черномор» бил по стоявшему на станции эшелону. Этот состав только накануне вечером прибыл на Р[у]жаву и был полон артиллерийскими снарядами и патронами. К эшелону спешно был подан паровоз, и его уже начали вытягивать со станции. Когда эшелон был на выходных стрелках, некоторые вагоны начали гореть. Едва успели отцепить паровоз и отвести его шагов на двести, как над составом взметнулся огненный столб и грянул потрясающий взрыв... Высоко к небу поднялся чёрным столбом дым, разошедшийся наверху кудрявым грибом. Внизу у его основания горела бесформенная груда обломков, оставшихся от эшелона.

Бронепоезд «Офицер» стоял при начале обстрела станции у водокачки. Он прервал набирание воды и двинулся навстречу «Черномору». «Иоанн Калита» после тяжёлого попадания, полученного от «Черномора», отошёл далеко за станцию... За «Черномором» следовало ещё три бронепоезда красных: «Большевик», «III-й Интернационал» и «Роза Люксембург». Нам было хорошо видно.

Расстояние между бронепоездами «Офицер» и «Черномор» было не более четырёхсот метров, и оно по мере сближения противников становилось всё меньше. Почти одновременно блеснули огни на головных орудиях обоих бронепоездов. Тотчас головная площадка «Черномора» окуталась дымом от попадания снаряда, выпущенного «Офицером». Одновременным выстрелом «Черномор» промахнулся. Выстрелы бронепоезда «Офицер», следовавшие беглым огнём, били по «Черномору» полными попаданиями. «Черномор» молчал. Головное орудие его было сбито, и он начал поспешно отходить. «Офицер» гнался за ним и добивал его. Видя бегство «Черномора», бронепоезда противника начали тоже поспешно отходить. Со всех сторон завязалась артиллерийская перестрелка.

В это время к самому полотну железной дороги галопом подлетела лёгкая батарея марковцев и в упор открыла огонь по удиравшему «Черномору». Работа батареи была исключительной. Что ни выстрел — полное попадание по «Черномору», и «Черномор» был добит!..

Из штаба сейчас же было назначено дознание — как и кто пропустил «Черномор» в наше расположение и почему своевременно не сообщили о его прорыве? Оказалось, что наша передовая застава должна была разбирать с вечера железнодорожный путь, чтобы бронепоезда противника не могли неожиданно проникнуть в наше расположение. Накануне это почему-то не было сделано. А когда «Черномор» уже попал в наше расположение, то передовые посты, боясь нахлобучки за упущение, не донесли об этом. Они рассчитывали, что «Черномор» сам уйдёт на рассвете. Перебежчики с той стороны рассказывали потом, что на «Черноморе» в этом бою была перебита большая половина его команды с его храбрым командиром».



Бронепоезд № 10 им.Розы Люксембург. Команда бронепоезда на учебных занятиях, 1920 г., Ферганская обл./Кокандский р-н (отсюда)


Сравнив свидетельства очевидцев и участников боя 17 августа, курские историки-архивисты - авторы книги «Курский край в Гражданской войне» делают следующий вывод:

«Рейд на Ржаву был тщательно продуман и хорошо подготовлен, хотя вряд ли красные действительно сумели незаметно для противника починить разобранные пути. Скорее всего, этот участок действительно так и остался неразобранным, как о том сообщает Г. Ф. Пронин. Главную роль в атаке на Ржаву сыграл бронепоезд № 38 «1-й Черноморский», о чём свидетельствует приказ командования 9-й дивизии. В результате боя получил тяжёлые повреждения бронепоезд «Иоанн Калита» (подбит паровоз), взорван эшелон с боеприпасами. Атака была отражена усилиями главным образом бронепоезда «Офицер» под командованием капитана Лабовича и своевременно прибывшей на место боя марковской артиллерийской батареи капитана Михно. Утверждения о гибели «половины команды» красного бронепоезда вместе с его командиром, а тем более целого «штаба бригады группы бронепоездов» явно преувеличены. Более достоверными следует считать сведения А. А. Власова о семи погибших и разбитом дальномере».

Историки 9-й дивизии утверждают, что при этом налёте красные бронепоезда «подбили два бронепоезда противника и взорвали артсклад» (Добыкин Д. М., Кондаков А. А. Победный путь. — Курск, 1961. — С. 49).

30 августа (12 сентября) 1919 г. командование 9-й дивизии в приказе № 75 дало высокую оценку действиям бронепоезда «1-й Черноморский» (он же «Черноморец» или «Черномор»):

«За период боёв с 14 августа по 12 сентября бронепоезд «1 Черноморский» во главе с командиром тов. Жуковым и командой проявил революционную доблесть. Разновременно подбил бронепоезда противника «Иван Калита», «Корнилов», «Слава офицеру» и «Офицер», которые получили повреждения вплоть до серьёзных; так, например, у «Офицера» был подбит паровоз; кроме того, были произведены взрывы снарядов на ст. Ржава удачными попаданиями в склады. За лихую работу бронепоезда и умелое командование «Черноморцем» командиру тов. Жукову и команде «Черноморца» от имени 9 стрелковой дивизии объявляется товарищеское спасибо. Отличившихся представить к награде» (Курская губерния в годы иностранной военной интервенции и Гражданской войны (1918-1920). — Воронеж, 1967. — С. 144)».


Источник:



Пронин Г. Ф. Бронепоезд «Офицер». — СПб., 2006. — С. 33-37.

Posts from This Journal by “Гражданская война” Tag