?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Очередной белогвардейский мемуарист-эмигрант Андрей Власов сделал большое дело - собрал сведения о боевом пути множества белых бронепоездов. Его очерки называются «О бронепоездах Добровольческой армии» публиковались в эмигрантском журнале «Военная Быль» в 1971-72 годах.

Сейчас этот труд доступен в интернете, на него молятся фанаты бронепоездов и белой гвардии. Ниже я выбрал только любопытные фрагменты - но лишь те, что касаются боевых действий вокруг деревни, где жила семья моего прадеда. Сегодня читаем про бои в Курской губернии глазами подпоручика с бронепоезда!



Андрей Алексеевич Власов, р. в 1899 г. Во ВСЮР и Русской Армии в бронепоездных частях до эвакуации Крыма. Георгиевский крест 4-й ст. Подпоручик 6-го артдивизиона. В эмиграции во Франции. Окончил Высшие военно-научные курсы в Париже (5-й выпуск), в 1938 г. руководитель (помощник руководителя) тех же курсов. К 1969 г. сотрудник журнала «Военная Быль». Умер 13 декабря 1980 г. в Шелль (Франция).



Бронепоезд «Офицер» — легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России, действовавший с августа 1918 г. по конец февраля 1920 г. На нём были установлены три трехдюймовые пушки. (На фото - Ростов, лето 1919 г.).

Справка: «Офицер» — сформирован в августе 1918 года в Екатеринодаре из трофейных бронеплощадок, оставленных красными на левом берегу Кубани, как 4–й бронированный поезд. В ноябре 1918 года переименован в «Офицер». Входил в состав 2–го бронепоездного дивизиона. Оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации частей Добровольческой армии.



«После взятия Царицына войсками Кавказской армии генерала Врангеля главнокомандующий Вооруженными силами Юга России генерал Деникин отдал 20 июня 1919 года директиву о дальнейшем развитии летней кампании 1919 года. Эта директива получила известность под названием «Московской директивы».

Ввиду успехов наших войск в первой половине июня 1919 года и взятия Царицына и Харькова главнокомандующий счел возможным указать в своей директиве на «конечную цель — захват сердца России, Москвы». Для достижения этой цели предписывалось всем армиям Вооруженных сил Юга России продолжать решительное наступление.

В частности,.. Добровольческой армии была дана важнейшая задача — наступление по кратчайшему оперативному направлению на Москву, через Курск и Орел...

На рассвете 1 августа бронепоезд «Офицер» незаметно подошел на расстояние 2 верст к двум бронепоездам красных, которые стояли севернее станции Беленихино, и открыл по ним огонь из своих трех орудий. Неприятельские бронепоезда стали поспешно отходить, не стреляя. Бронепоезд «Офицер» преследовал их, развивая полный ход.


Команда бронепоезда «Офицер». Ростов на Дону. Агитационное фото ВСЮР. 1919 г.
(Из Википедии, но настоящий источник фото не нашёл)



Позднее было установлено, что один из этих двух советских бронепоездов был бронепоезд «Черноморец». Он считался сильнейшим неприятельским бронепоездом на этом участке фронта, был вооружен дальнобойными морскими орудиями и часто вступал в бой с нашими бронепоездами. Его уклонение от боя 1 августа объяснялось, по-видимому, тем, что он был захвачен врасплох, когда на нем был почти израсходован запас снарядов. Сохранился текст обращения по телеграфу командира этого советского бронепоезда к его начальству. Командир требовал в самых грубых выражениях скорейшей доставки снарядов.



Красный бронепоезд «Черноморец», г. Царицын, 15.09.1918 г. (отсюда).


Уходившие бронепоезда красных миновали станцию Прохоровка, не останавливаясь. Преследуя неприятеля, бронепоезд «Офицер» ворвался на станцию, где находились поездные составы с пехотой красных. Они были расстреляны в упор пулеметным огнем с бронепоезда. Многие красноармейцы не успели даже одеться и спасались бегством в одном белье. На станции Прохоровка были захвачены пленные, жилые составы, поезд-баня, аптека, полковая канцелярия, цейхгауз и составы с боевыми припасами. Немедленно были произведены маневры, и часть вагонов с военными грузами была прицеплена к вспомогательному поезду.

Между тем бронепоезда красных остановились на закрытой позиции и начали обстреливать станцию Прохоровка из 105-миллиметровых орудий. С окраины селения и из-за кустов советская пехота открыла по бронепоезду «Офицер» ружейный и пулеметный огонь, а затем повела наступление в сторону входных стрелок станции.



Команда тяжёлого бронепоезда «Иоанн Калита» у своего состава. Белогород, лето 1919 года.
Вооружение площадки состоит из 6-дм. (152-мм) морского орудия системы Канэ. Хорошо видно название бронепоезда белого цвета, нанесённое славянской вязью на борту, и два V-образных бело-сине-красных добровольческих шеврона. На фото стоит справа командир бронепоезда полковник Зеленецкий
.
Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» был вооружен тремя орудиями калибром 152, 127 и 107–мм. (отсюда)



Справка: «Иоанн Калита» — тяжелый бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Сформирован в феврале 1919 года в Екатеринодаре и Новороссийске. Вступил в бой в марте 1919 года в Донбассе. Входил в состав 2–го бронепоездного дивизиона. Оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации Добровольческой армии.


Подошедший тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» не мог сразу оказать поддержку, так как не успел найти удобный наблюдательный пункт и имел лишь ограниченный угол обстрела. Ввиду этого бронепоезд «Офицер» был вынужден временно отойти со станции Прохоровка к ее входному семафору.

Через час подошла наша пехота. Бронепоезд «Иоанн Калита» открыл огонь по бронепоездам красных. Наше наступление возобновилось. Преследуя снова отходящие неприятельские бронепоезда, бронепоезд «Офицер» одновременно обстреливал с бортов цепи пехоты красных и дошел до следующей станции Ельниково. Здесь бронепоезд был встречен огнем взвода 42-линейных орудий. Но он продолжал продвигаться дальше, зашел во фланг стрелявших орудий и заставил их замолчать.

При дальнейшем продвижении бронепоезд «Офицер» подошел к узловой станции Ржава (до войны 1914 года она носила название Клейнмихелево и находилась примерно в 25 верстах к северу от станции Прохоровка). Бронепоезд застиг врасплох и обстрелял еще неразвернувшуюся пехоту красных. Красноармейцы залегли и не решались даже стрелять. Фронт противника был таким образом прорван.

Бронепоезд «Офицер» ворвался на станцию Ржава в сопровождении своего вспомогательного поезда и тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита». У бугров, занятых пехотой красных, было оставлено охранение из состава команды бронепоезда «Иоанн Калита».

В это время происходила эвакуация станции. Часть поездных составов красных отошла на запад по железнодорожной ветке на Обоянь. Нами были захвачены вагоны со снарядами, патронами и винтовками, канцелярии двух советских полков и часть эшелона артиллерийского снабжения, уходившего под нашим огнем по главной линии на Курск. Оборудование станции Ржава было немедленно снято, произведены маневры, и еще несколько вагонов с военным грузом прицеплено к вспомогательному поезду.
Между тем красные при поддержке двух батарей повели в месте прорыва фронта наступление на оставленное нами охранение с пулеметным взводом. Пребывание наших бронепоездов на станции Ржава в большом удалении от остальных наших войск становилось опасным.

Под сильным огнем противника колонна наших поездов прорвалась обратно к станции Ельниково. На подъеме вспомогательный поезд, шедший вторым, получил два попадания снарядами и был разорван на две части. Вагоны, бывшие в хвосте, покатились на шедший сзади бронепоезд «Иоанн Калита». Однако крушение было предотвращено, и покатившиеся под уклон вагоны были снова сцеплены с составом вспомогательного поезда.
С наступлением темноты бронепоезда пришли на станцию Прохоровка, вывезли захваченные там поездные составы и отошли дальше, в Белгород.

За день 1 августа бронепоезд «Офицер» прошел с боем до 45 верст и захватил три станции с находившимися на них воинскими составами. Однако прорыв фронта красных и смелое проникновение наших бронепоездов глубоко в расположение противника не были использованы...



Передняя бронеплощадка бронепоезда «Офицер». Лето 1919 года. Бронеплощадка была изготовлена на одном из заводов в Екатеринодаре и вооружена одной 75-мм морской пушкой за щитом и двумя пулемётами. (отсюда)


Около 3 августа началось наступление советской группы войск Селивачева, которая должна была содействовать наступлению группы Шорина. Она атаковала 3-й Донской корпус, составлявший соседний с Добровольческой армией левый фланг Донской армии. При численности около 10 000 человек этот корпус растянулся на фронте до 200 верст и не оказал красным упорного сопротивления.

Несмотря на советское наступление, которое начинало угрожать правому флангу Добровольческой армии, наши бронепоезда, находившиеся на линии Белгород-Курск, стремились оборонять недавно занятую нашими войсками узловую станцию Ржава, в 75 верстах к северу от Белгорода.



Тяжёлый бронепоезд «Грозный» ведёт огонь по позициям красных. Лето 1919 года.
Хорошо видно, что при стрельбе площадка опиралась на грунт при помощи специальных упоров. Вагон оснащён 6-дм. (152-мм) пушкой системы Канэ
. (отсюда)

Справка: «Грозный» — бронепоезд Вооруженных сил Юга России и Русской армии. Сформирован в апреле 1919 года в Грозном как бронепоезд № 4. Боевые площадки построены в Новороссийске на заводе «Судосталь». Вступил в бой в июне 1919 года в Донбассе. Входил в состав 2–го бронепоездного дивизиона. Боевая часть погибла в декабре 1919 года при отступлении из Донбасса.


5 августа тяжелый бронепоезд «Грозный» прибыл на позицию Корниловского полка у станции Ржава, где уже находился легкий бронепоезд «Слава Офицеру». В последующие дни бронепоезд «Грозный» выезжал на позицию по очереди с тяжелым бронепоездом «Иоанн Калита». В это время бронепоезд «Грозный» перешел из состава 4-го бронепоездного дивизиона во 2-й бронепоездной дивизион, которым командовал полковник Фролов.



Справка: «Слава Офицеру» — легкий бронепоезд Вооруженных сил Юга России. Вступил в строй Добровольческой армии под этим именем 22 апреля 1919 года, сформирован из трофейных большевистских бронеплощадок бронепоезда «2–й Сибирский бронированный поезд» (бывший бронепоезд № 2 русской армии), захваченных бронепоездом «Офицер» в бою у станции Хацепетовка 30 марта 1919 года. Вступил в бой в июле 1919 года под Харьковом. Входил в состав 4–го бронепоездного дивизиона. Оставлен в марте 1920 года у Новороссийска при эвакуации частей Добровольческой армии. (отсюда)


8 августа бронепоезд «Грозный» поддерживал наступление наших войск на город Обоянь, в 30 верстах к западу от станции Ржава. Бронепоезд в составе трех тяжелых орудий вышел на рассвете на позицию за семафор станции Ржава и обстреливал отходящие колонны красных. В этот день стрельба велась в необычных условиях, «по траверсу», то есть перпендикулярно к платформам тяжелых орудий. При силе отдачи от выстрелов возникала некоторая опасность опрокидывания платформ на бок.

Затем пятидюймовое орудие бронепоезда было отправлено к разъезду Сараевка, севернее станции Ржава, для поддержки батальона Корниловского полка и обороны разъезда...





Лёгкий бронепоезд. Орудия во вращающихся башнях, на закрытых бронеплощадках. Пулеметы в башенках на крыше. Между двумя бронеплощадками — контрольная платформа.



Тяжелый бронепоезд с орудиями на открытых бронеплощадках. На втором плане — закрытая пулеметная бронеплощадка.


На Курском направлении линия фронта за это время оставалась без больших изменений. 10 августа произошел упорный бой у станции Солнцево, в 20 верстах к северу от узловой станции Ржава, между тремя нашими бронепоездами, «Слава Офицеру», «Иоанн Калита» и «Грозный», и тремя советскими бронепоездами. Наш наблюдательный пункт охранялся десантом с бронепоезда «Слава Офицеру».

На следующий день, 11 августа, те же наши бронепоезда возобновили бой с рассвета. Со стороны красных снова действовали три бронепоезда, в том числе бронепоезд «Черноморец». Он обстреливал из своих дальнобойных орудий наши тяжелые бронепоезда и легкий бронепоезд «Слава Офицеру», пытавшийся чинить путь впереди. Днем, вследствие угрозы окружения, наши бронепоезда были принуждены отойти к станции Ржава.

12 августа наши три бронепоезда предприняли новое наступление к станции Солнцево. Их наблюдательный пункт был выдвинут на расстояние действительного ружейного огня противника и охранялся опять десантом с бронепоезда «Слава Офицеру». После упорного артиллерийского боя с тремя бронепоездами красных наши бронепоезда возвратились на станцию Ржава. Недостаточное количество наших бронепоездов не позволяло производить их весьма полезное сосредоточение в течение продолжительного времени. Поэтому вечером 12 августа тяжелый бронепоезд «Грозный» получил приказание отправиться на другой участок, в распоряжение начальника 3-й дивизии...

14 августа бронепоезд «Офицер» отправился на линию Белгород—Курск к станции Гостишево, севернее Белгорода. Там также опасались неприятельского прорыва. 15 августа на рассвете бронепоезд «Офицер» продвинулся дальше к северу от станции Ржава и после боя с советскими бронепоездами занял разъезд Сараевка. Однако под огнем тяжелых орудий красных бронепоезду «Офицер» пришлось позднее оставить этот разъезд. Осколком снаряда был тяжело ранен на бронепоезде один кадет...



Бронепоезд «Офицер» после ремонта. Лето 1919 года. Бронепаровоз и две бронеплощадки использованы от захваченного бронепоезда красных «2-й Сибирский», только 3-дм. (76,2-мм) полевые орудия образца 1902 года установлены в бронированных полубашнях. Судя по большому металлическому баку на тендере паровоза, он переделан с угольного на нефтяное отопление.


Между тем легкий бронепоезд «Офицер» находился 17 августа на позиции к северу от узловой станции Ржава, на линии Белгород-Курск. В то время как легкий бронепоезд отошел на станцию для снабжения, тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» выехал вперед в сторону противника. В обычных условиях это не представляло особой опасности, так как железнодорожный путь был разобран на этом участке в 5 верстах к северу от станции Ржава.

Боевой состав бронепоезда «Иоанн Калита» состоял в этот день из трех бронеплошадок, на каждой из которых было по одному тяжелому орудию пятидюймового, 42-линейного и шестидюймового калибров. Командовавший боевой частью старший офицер полковник Окушко отправился в сторону от железнодорожного полотна на наблюдательный пункт. Перед открытием огня боевые площадки тяжелого бронепоезда расцеплялись и размещались на расстоянии около 10 сажен друг от друга и от бронепаровоза. Но этот маневр еще не был выполнен, когда с наблюдательного пункта была внезапно подана команда: «К бою!» Так как боевой состав не был расцеплен, то могло стрелять только головное пятидюймовое орудие бронепоезда «Иоанн Калита», по невидимой цели. Данные прицела изменялись с каждым выстрелом. Вскоре прицел стал соответствовать расстоянию не больше 2 верст до противника.

Оказалось, что красные незаметно починили ночью железнодорожный путь к северу от станции Ржава. Советский легкий бронепоезд продвинулся в темноте к нашему расположению и скрылся в посадке, то есть на участке пути, по бокам которого росли густые кусты. Так было подготовлено внезапное нападение красных на станцию Ржава.
Советский легкий бронепоезд выехал из посадки и открыл огонь по бронепоезду «Иоанн Калита». Неприятельский снаряд попал в его бронепаровоз. Находившийся на нем офицер-механик капитан Крыжановский был тяжело ранен и через несколько дней умер от ран. Был пробит водяной бак на тендере. Вода стала выливаться сильной и широкой струей. Починить это повреждение не было возможности. При таких условиях было необходимо немедленно отходить к станции Ржава, пока бронепаровоз еще не был лишен возможности двигаться из-за отсутствия воды.

Советский бронепоезд преследовал отходящий бронепоезд «Иоанн Калита», продолжая обстреливать его частым огнем. Но неприятельские снаряды ложились справа и слева от железнодорожного полотна и больше не причинили вреда. Дойдя до станции Ржава, бронепоезд «Иоанн Калита» был отведен дальше в тыл вспомогательным поездом бронепоезда «Офицер».

Между тем три неприятельских бронепоезда, из коих два вооруженные 42-линейными и 105-миллиметровыми дальнобойными орудиями, подошли ко входному семафору станции Ржава и стали ее обстреливать. На станции произошел взрыв вагонов со снарядами и были перебиты некоторые железнодорожные пути.

Командовавший в этот день боевой частью бронепоезда «Офицер» капитан Лабович двинул свой бронепоезд навстречу противнику. После короткого боя два снаряда бронепоезда «Офицер» попали в головной бронепоезд красных: в его переднее орудие и в командирскую вышку. Преследуемый бронепоездом «Офицер» противник поспешно отошел на разъезд Сараевка, под прикрытие огня своих тяжелых батарей.

Позднее были получены сведения, что подбитый неприятельский бронепоезд носил название «III-й интернационал». На нем были тяжело ранены семь человек команды и уничтожен дальномер, единственный бывший в то время в распоряжении советских бронепоездов на Курском направлении.

Отошедшие от станции Ржава бронепоезда противника, к которым присоединился еще один бронепоезд с тяжелыми морскими орудиями, несколько раз переходили в этот день в наступление у разъезда Сараевка. Однако сосредоточенный огонь наших бронепоездов всякий раз оттеснял их. Пехота красных, пытавшаяся атаковать, была также остановлена огнем бронепоезда «Офицер»...».


На этом месте следует прервать рассказчика и сделать маленькое отступление.

Во-первых, белые мемуаристы А. А . Власов и В. А. Ларионов, описавшие бой 17 августа 1919 года за станцию Ржава, ошибаются. Дерзким красным бронепоездом был не «III-й интернационал», а бронепоезд № 38 «1-й Черноморский» (он же «Черноморец», он же «Черномор» - в различных других воспоминаниях). Это утверждает Г. Ф. Пронин - очевидец событий, написавший книгу«Бронепоезд «Офицер» (СПб., 2006) и служивший вольноопределяющимся в 1919-1920 годах на самом «Офицере».

Во-вторых, сравнив свидетельства очевидцев и участников боя 17 августа, курские историки-архивисты - авторы книги
«Курский край в Гражданской войне» делают следующий вывод:

«Рейд на Ржаву был тщательно продуман и хорошо подготовлен, хотя вряд ли красные действительно сумели незаметно для противника починить разобранные пути. Скорее всего, этот участок действительно так и остался неразобранным, как о том сообщает Г. Ф. Пронин. Главную роль в атаке на Ржаву сыграл бронепоезд № 38 «1-й Черноморский», о чём свидетельствует приказ командования 9-й дивизии. В результате боя получил тяжёлые повреждения бронепоезд «Иоанн Калита» (подбит паровоз), взорван эшелон с боеприпасами. Атака была отражена усилиями главным образом бронепоезда «Офицер» под командованием капитана Лабовича и своевременно прибывшей на место боя марковской артиллерийской батареи капитана Михно. Утверждения о гибели «половины команды» красного бронепоезда вместе с его командиром, а тем более целого «штаба бригады группы бронепоездов» явно преувеличены. Более достоверными следует считать сведения А. А. Власова о семи погибших и разбитом дальномере».


И далее снова читаем книгу Власова:

«...По сравнению с упорными боями на фронте Кавказской армии у Царицына, конец августа 1919 года был периодом относительного затишья на обширном фронте, занятом войсками Добровольческой армии. На железнодорожной линии Белгород-Курск происходили почти ежедневные перестрелки наших и неприятельских бронепоездов в районе станции Ржава.

24 августа, во время местного прорыва красных, бронепоезд «Офицер» был спешно вызван на участок Корниловского полка. Находясь близ разъезда Сараевка, бронепоезд подвергся сильному обстрелу гаубичных батарей противника.



«Офицер» (отсюда, но адекватный источник не найден).


26 августа бронепоезд «Офицер» вышел на обычную позицию и снова, в течение двух часов, находился под перекрестным огнем укрыто расположенной артиллерии красных...

В начале сентября 1919 года перешли в решительное наступление войска правого фланга Добровольческой армии. Таким образом, на этом фланге только через два с лишним месяца началось выполнение так называемой «Московской директивы» главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина от 20 июня 1919 года. Директива указывала конечную цель — захват «сердца России» Москвы. Кратчайший путь к этой цели пролегал от правого фланга Добровольческой армии по направлению Харьков—Курск—Орел—Москва.
В течение продолжавшихся два месяца боев местного значения нашим войскам удалось продвинуться в этом направлении, вдоль железной дороги Белгород—Курск, только примерно на 50 верст, до района узловой станции Ржава.

Точные данные по месяцам этого периода отсутствуют, но считается, что за четыре летних месяца 1919 года численность войск Добровольческой армии увеличилась почти вдвое. Однако в то же время усилились и красные, как в смысле численности, так и в смысле вооружения. В частности, появилось много усовершенствований на вновь построенных советских бронепоездах, с которыми пришлось бороться бронепоездам Добровольческой армии.

В районе узловой станции Ржава, на линии Белгород—Курск, находились к началу сентября легкие бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, а также легкий бронепоезд «Слава Офицеру».

На рассвете 1 сентября бронепоезд «Офицер» подошел в сопровождении вспомогательного поезда к разъезду Сараевка, севернее станции Ржава, и остановился для починки железнодорожного пути, который был взорван красными во многих местах. Вскоре со стороны противника стали стрелять по бронепоезду две гаубичные и одна легкая батареи, стоявшие укрыто в 2 верстах от разъезда Сараевка.

Затем подошел советский бронепоезд «Истребитель», вооруженный 42-линейным орудием, и открыл огонь, остановившись в ближайшей посадке, то есть на участке железнодорожного пути, обсаженном небольшими деревьями или кустами. Под зашитой утреннего тумана бронепоезд «Офицер» продолжал прикрывать работы по исправлению пути, не отвечая на обстрел противника. Но когда туман внезапно рассеялся, неприятельский огонь стал более точным. Разрывом тяжелого снаряда был убит офицер-механик бронепоезда подпоручик Карнович и тяжело ранен другой офицер.

Бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти от разъезда Сараевка на укрытую позицию. Около полудня началось наступление нашей пехоты, задержавшееся из-за несвоевременного прибытия танков.

Бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» заняли тогда разъезд Сараевка, починили железнодорожный путь, оттеснили бронепоезда красных и подошли к станции Солнцево, в 20 верстах к северу от станции Ржава. Однако здесь бронепоезд «Офицер» попал под перекрестный огонь неприятельской артиллерии. Гаубичными снарядами был перебит путь, как впереди, так и позади бронепоезда. Он не мог больше маневрировать, оставаясь на участке в 100 сажен. Несмотря на частый неприятельский огонь, команда вспомогательного поезда исправила путь через 15 минут. Бронепоезд «Офицер» получил возможность отойти под прикрытие ближайшей посадки.

Около 5 часов дня бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» атаковали станцию Солнцево, занятую двумя советскими бронепоездами. Один из них был вооружен шестидюймовым орудием. Несмотря на это, неприятельские бронепоезда были оттеснены. Наши бронепоезда преследовали их вплоть до участка, где железнодорожный путь оказался взорванным во многих местах.



Генерал дроздовского полка и капитан марковского полка на позиции у бронепоезда,
французская открытка 1919 г.

Генерал явно срисован с Кутепова.


6 сентября наши бронепоезда, входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, получили задание содействовать наступлению частей Корниловской дивизии на Курск. Действиями бронепоездов руководил старший в чине командир тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита» полковник Зеленецкий.

Наступление наших войск началось из района станции Солнцево. Ближайшая станция Полевая, в 25 верстах к югу от Курска, была занята без боя.

Красные занимали позицию к югу от реки Сейм. Их бронепоезда стояли примерно в 6 (?) верстах впереди этой позиции. Двигавшиеся впереди наших пехотных частей бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Иоанн Калита» вступили в бой с неприятельскими бронепоездами, между тем как бронепоезду «Офицер» было поручено охранять железнодорожную линию между станциями Солнцево и Полевая...

В 9 часов утра 7 сентября бронепоезд «Офицер» совместно с частями 1-го Корниловского полка снова занял оставленную красными станцию Курск».


Литература:
1. Власов А. А. О бронепоездах Добровольческой армии (Военная Быль. Июль 1971-январь 1972. № 96-11).

Красивая картинка отсюда.