?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Совершенно уникальная книга по истории Курской губернии - сборник материалов, составленный чиновником МВД империи на основе опросов чиновников местных и опыта личной командировки в Курскую губернию.

Здесь привожу прихотливую выборку, касающуюся в большей степени однодворцев - моих предков из Тимского уезда - во что верили, как работали, что носили, что ели, чем занимались.



Взгляд на степень развития промышленности в России и статистическое обозрение промышленности в Курской губернии.
Евгения (Васильевича – прим. моё) Пассека, числящегося чиновником Министерства Внутренних Дел, титулярного советника.
С-Пб., 1837. Часть 2, 3.


3. О вероисповеданиях.
Все почти жители Курской губернии принадлежат к господствующей Вере: потому что в ней находится: во-первых, старообрядческих единоверцев очень мало, во-вторых, иноверцев только несколько десятков, и, в-третьих, не более двух-трёх десятков тысяч раскольников, которых мы обозначив с различием уездов, взглянем и на средства к обращению их в православие.
Раскольники находятся уездов:

 11) Тимскаго, секты Хлыстов в с.с. Колбасовке и Плоской; секты поморской безпоповщины в с. Троицком; всего до 200 душ. …
При этом неизлишне заметить следующее:
1. Можно сказать, что вообще у нас находятся самые шаткие сведения о числе раскольников, цели, направления исход их сект и так далее. Это происходит отчасти от следующих причин: 1. по народному мнению, если не во всей России, то во многих местах её раскольники составляют более или менее оброчные статьи полиции, которые со своей стороны маскируют этих отщепенцев; а в случае болтливости их вместо обещанного исходатайствования им блага стараются по возможности разразить над ним гром, маскируя тут уже себя; 2. чем где сильнее раскольники, тем там труднее собрать о них сведения; 3. частные люди почти не обращают никакого внимания на этот важный предмет, полагая не совсем без основания, что не может существовать никакое вероисповедания без сектизма, а тем более у нас, потому что наше духовенство и во многих местах православные храмы в самом жалком положении, по настоящее время; 4. со стороны Правительства по ним были только летучие, временные, скоро преходящие, наиболее догматические попытки к собранию тех сведений.

2. Все раскольники принадлежат к великороссийскому, а не малороссийскому поколению и наиболее к поселянам казённым, а не помещичьим.
3. Вообще она в Курской губернии не составляют целых селений, но как чада заблудшие помещены между православными.

5. Некоторые из принадлежащих к секте поморской безпоповщины ходят в наши церкви, даже исповедываются и приобщаются, но, по замечаниям, выплёвывают приемлемый Дар, во исцеление души и тела. Некоторые же из них впали в отщепы, имеющие основанием самый гнусный разврат. Притом они вообще будучи до слепоты послушны своим вожакам, нравы имеют грубые, жестокие, упорные, но со всем тем славятся стойкостью в своём слове, лучшим поведением, нежели ветковцы.

Глава 5. О духовных способностях и направлении.
Так как известны уже способности духовные и направление русских вообще, то мы ограничимся в этом отношении изложением одних отличий Курской губернии от прочих русских.

Однодворцы вообще отличаются умом, любознательностью, бодростью духа, безотчётным, но неистребимым чувствованием своей правоты, трудолюбием; в большей части семейств однодворцев, живущих безбедно, можно встретить самую высокую семейную нравственность. Со всем тем вообще однодворцы погружены в глубокое невежество; беднейшие иногда преданы пьянству; некоторые упрекаются в неимении хорошего направления, бдительной совести. Последнее кажется происходит от того: часто деятельность совести и в человеке, более или менее просвещённом, зависит от страха наказания, а в простолюдинах - невежде таковое влияние ещё заметнее; в Курской же губернии на основании прежнего порядка выборов получали места по части земской полиции вообще люди ничтожные, которые готовы были прикрыть всё за малый выдел в их пользу от суммы предметов, противозаконно приобретённых.
Прочие казённые поселяне великороссийского происхождения мало отличаются от однодворцев духовными способностями и направлением их, но не имеют вообще их бодрости духа, их наклонности к стойкой защите своей правоты. …
Крепостные крестьяне, как и везде, не уступают в способностях казённым, но направление их почти совершенно состоит во власти их помещиков.

Глава 1.
3. О разделении земель.
4. У однодворцев почти по 6 десятин на душу. Предел от 0 до 11 десятин.
Глава 2.
1. О действиях жителей к прожитию и обогащению.
Поселяне пашут, ремесленничают, отчасти пчеловодствуют и садоводствуют, торгуют и извощичают, нанимаются в работники и подёнщики на месте, ходят в заработки, содержат постоялые дворы и почтовых лошадей и так далее…
Поселянки занимаются домашним хозяйством, участвуют в земледелии, ткут холсты, сукно, кушаки, фланель, камлот, пекут калачи, переторговывают.
Безмужние солдатки занимаются работами или в домах родственников или по найму и редко живут своим хозяйством, переторговывая, готовя калачи, шивши рукавицы, перчатки, бельё, мывши последнее.
Отставные солдаты редко хлебопашествуют, а более ремесленничают и переторговывают; нанимаются в сторожа и присяжные.
Солдаты бессрочного отпуска или разделяют труды с своими родственниками или проживают приобретённые на службе деньги, не смея обзавестись, оседло поселиться, или нанимаются служить и особенно при полицейских местах.
Вообще можно сказать, что каждый старается как можно более в одном лице соединить промыслов, для того, что в случае неудачи по одному, он кормится другим, не оставляя и первый.
Одним словом, все жители Курской губернии беспрестанно хлопочут для приобретения средств к прожитию и обогащению, и наибольшая часть их, решительно можно сказать, действует по возможности усердно, умно для достижения этой цели. Со всем этим не всегда труды их увенчиваются успехом.
Хлебопашец ждёт как счастливого события, как милости Божией, голодных годов в соседственных плодородных губерниях, более или менее терпящих от знойных засух. Потому что 1. без несчастия соседей хлеб продаётся до того по низким ценам, что вырученные за него деньги вообще не могут удовлетворить и необходимых потребностей, налогов и так далее, а не только доставить основание к составлению капиталов, доставить в довольство, благосостояние; 2. соседственные губернии не занимают подобной возвышенности, какую занимает Курская, и не имеют такого множества вод, как последняя.
Наконец хлебопашец дождётся счастливого, по его времени, сбудет по выгодным ценам сбережённое с усилиями во многие годы, обыкновенно в 12 лет и можно подумать, что уже после этого будет у него капитал денежный.

Поселянин если и составит капиталец, прибережёт его, то после и за это не может ли подвергнуться побоям, поупрямившись платить подати за бедняка соседа, иногда негодяя в полном смысле этого слова; может ли ускользнуть навсегда от земских прицепов.

2. О быте жителей.
О быте жителей Курской губернии сверх изложенного в предыдущем отделении можно сделать только следующие замечания:
3. Однодворцы по большей части, а Льговскаго уезда в с. Шиптуховке и малороссияне, имеют усадебные строения, расположенные следующим особенным образом: одна или две избы, смотря по семейству, стоят на средине обширнаго четвероугольнаго двора, который вместо забора имеет стены, большею частию плетневыя, разных хозяйственных заведений – хлевов, сараев, погребов и так далее, покрытых вместе с воротами одною кровлею – почти всегда соломенною или камышевою.
Поселяне малороссияне имеют белые хаты, а великороссияне большею частию курные избы. Последние изменяются на белые или по воле помещиков или по частному сношению самих поселян с малороссиянами: потому в южных уездах великороссияне гораздо более имеют белых изб, нежели северные их собратья, у которых курных изб по крайней мере 0,9[1].

[1] Во всей почти Великороссии, кроме селений, лежащих по большим дорогам, находится это отношение курных изб к белым. В Сибири, напротив, курных изб вовсе не замечено: там почти у каждого поселянина две избы, разделённые стенами – направо чёрная, где живут зимою и готовят кушанье, а налево светлица, в которой принимают гостей и живут летом.

У немногих же поселян стены изб сделаны из двойного плетня, обмазанного глиною и набитого мусором.

Большая часть поселян имеют, смотря по семейству, одну, две, три и более лошади, столько же коров, два, три, четыре десятка и более овец и около десяти, двадцати свиней; но некоторые из них по бедности своей держат одних только свиней, другие вместе с ними и овец, а иногда и корову. Особенно последних можно заметить в Путивльском уезде, как следствие корчемства, а в Тимском и Белгородском, как следствие малоземелья.
Из поселян богатством отличаются живущие в уездах: … Тимском… по л. с. (левой стороне) Семи.
…Вообще богатство этих поселян зависит от значительного количества земли, ими владеемой почвы угодий… Самые богатые из поселян чрезвычайно  редко постоянно пьют чай и потому не более можно положить на 8 тысяч других поселян, как один самовар, который употребляется при необыкновенных случаях.

4. Домы отапливаются большею частию дровами, кроме городов Курска, Обояни, Богатого, Рыльска, Тима, Фатежа, Хотмыжска и Щигров, где наиболее употребляется вместо дров солома, камыш, гречишная шелуха, а отчасти кизяк. Избы же и хаты отапливаются большею частию теми веществами, а не дровами…
Из жителей освещаются в городах: богатые и достаточные свечами, небогатые и бедные маслом; а в селениях вообще последним или лучиною или травою чернобылом, употребляемым на этот предмет в Тимском уезде.
6. Все почти купчихи, мещанки, их дочери и молодые поселянки румянятся, а первые и белятся, кроме малороссиянок.
7. Уборы и одежды в Курской губернии чрезвычайно разнообразны, потому мы заметим из них только наиболее отличительные.
…Однодворки вообще носят на голове платки…
Некоторые поселяне из великороссиян носят шапки, похожие на олонецкие треухи и употребляемые даже летом.
Мужчины и женщины великороссийских поселян вообще носят лапти, из которых называются щербаками те, которые делаются неплотно и употребляются летом.

Из одежд поселянок великороссийского происхождения замечены в особенности следующие: азиатка – вид сарафана без пуговиц; душегрейка – похожая на зипун; сукня – суконный сарафан; панёва простая – короткая шерстяная юбка; панёва с колышками, которая особенно замечательна сходством своим с плахтою малороссийскою. Она состоит из следующих частей: шерстяной материи три полотнища, из которых среднее длиннее почти на 3 вершка, сшиты вместе только в двух местах; надев эту панёву полым местом вперед, прикрывают его двумя несшитыми полотнищами, называемыми колышками, длинное же среднее полотнище, находящееся сзади, затыкают за пояс. Подобная панёва, как и плахта малороссийская с своею запаскою, невольно наводят память на лиственный наряд Евы после грехопадения.

О прочих торговых местах Курской губернии.
3. В некоторых местах балаганы или палатки устраиваются только на время ярмарки; в некоторых устроены постоянно или из плетня, или из досок; в некоторых сооружены каменные лавки или целые ряды…
4. Главные предметы местных произведений Курской губернии, выставляемые в ярмарки почти всегда самими производителями, суть: хлеб, рогатый скот, овцы, лошади, шкуры, конопляное семя, пенька, щетина, пух, перья, дерево, мёд, воск, сало, кожи выделанные и сырые, обувь, кушаки, холст, дуги, ободья, крестьянские простые шляпы и так далее. Привоз в ярмарку тех или других из означенных произведений, а также качество их зависит от степени производства их в местах окрестных.
8. Поселянские простые товары почти все без остатка продаются или во время самой ярмарки потребителям или при конце её по ценам дешевейшим местным или соседственным торговцам, и только в случае цен в совершенный убыток везутся в следующую ближайшую ярмарку и на соседственный рынок или тянутся обратно. Напротив того, более тонкие товары привозятся из ближайших городов и торговых селений, а остатки их по окончании ярмарки идут более обратно, а отчасти на соседственные ярмарки, если они вслед за бывшею открываются.

12. На самых ничтожных ярмарках почти всегда для поселян выставляются: калья/кошениль/индиго и другие краски для окрашения шерсти, ленты, тесёмки, шнурки, бисер, медные кресты, кольца, серьги, простые бумажные и шёлковые платки и материи.

15. Поселяне, продав в ярмарке или рынке свои товары, в том числе битых свиней и птицу, пред Рождеством покупают говядины для себя, а пред великим постом рыбы.
16. Из означенных в этой главе ярмарок немногие продолжаются до 2-х недель, а обыкновенно от 7 дней до нескольких часов. В так называемые однодневные ярмарки народ начинает собираться и торговать накануне с полдня, а расходиться чрез сутки после того. Часть таковой ярмарки, производящейся в первый день, называется подторжек, который бывает и пред большими рынками.
Примечание. Вообще время ярмарок, которые продолжаются не более суток, не означено при исчислении их в Курской губернии, и вообще избегается говорить о каждой ярмарке то, чем она подходит под эти общие замечания.
О некоторых же ярмарочках, по недавнему их открытию и по ничтожности их, местные торговцы не имели возможности сообщить сведений. Тоже можно заметить относительно сведений о рынках.

18. Хотя Правительство поныне не благоволило обнаружить сознания в своих действиях ко сделанию внутренней торговли совершенно свободною, но оно спешно и истинно благодетельно идёт к этой цели; потому что безпрерывно и без затруднения разрешает открывать повсюду ярмарки, видя несомненную и великую пользу от них для промышленности. Польза эта между прочим следующая: во-первых, ярмарка есть истинный праздник для русских поселян и торговцев: они ждут её как девицы высшего круга бала; они пред ярмаркою толкуют об ней, что-то будет, так-то продадим, то-то купим; во время её видятся со всеми своими знакомыми, после неё толкуют, что и как было в ярмарке; одним словом ярмарка для них есть одно из величайших развлечений, наслаждений, разгул вообще без убытков; во-вторых, местные производители сбывают в ярмарке всех родов свои произведения, в том числе пучок щетины, полфунта воску и так далее; и сбывают в одно время их, не отъезжая далече от своих домов; в-третьих, производители те сбывают свои произведения по выгоднейшим ценам, потому что на рынке было бы два, три в конкуренции покупателя, а в ярмарке их бывает десять, двадцать и при том из разных мест, следовательно и гораздо труднее им стакнуться в том, чтоб выше такой-то цены за означенные произведения не давать; в-четвёртых, производители те, которых составляют большею частию поселяне, в ярмарке находят все товары им нужные в большем количестве, рассматривают их смелее нежели у местных торговцев, выбирают из них лучшие и по случаю большей конкуренции между продавцами, покупают их дешевле и так далее.

12. О ярмарках и рынках Тимского уезда
В Тимском уезде бывают:
А. Ярмарки.
1. В Тиму, в 11 пятницу по Пасхе, 8 сентября. В них бывают торговцы: елецкие и курские с красным, железным, скобяным и бакалейным товарами; старооскольские с тем же и рыбою; короченские с рыбою. Сверх того выставляется в весеннюю до 100 рог. скота, до 100 лошадей и до 2000 овец, а в осенюю до 3000 рог. скота, до 100 лошадей, до 1000 овец; скот покупается преимущественно торговцами ливенскими, щигровскими и курскими. Всего бывает товару в 1 на 20, а во 2-й на 25 т. рублей.
2. В с. Донецкой Семице 23 апреля и 23 ноября, продолжаются от 6 до 4 дней. В первой преимущественно выставляется скот и пенька.
3. В с. Грязном, в д. Св. Духа.
4. В с. Ильинке, 24 октября.
5. В с. Мантурове, 9 мая, 29 июня, 1 октября, 6 декабря. Выставляется особенно в 3-й пеньки до 5 т. пуд и рогатого скота около 1800 и овец о 4 т. штук; а в 4-й битая скотина и домашняя птица, которая и покупается для отправления в Москву. Эти все ярмарки продолжаются по 2 и 3 дня, кроме 3-й, которая длится иногда более недели и в ней бывает выставлено товара на 250 т. рублей.
6. В с. Пристенном, 6 августа. В неё преимущественно выставляются огурцы и другие овощи.
7. В с. Шумакове, Максимове тож, на всеедной неделе, в день Св. Духа, в Дмитриевскую субботу. Недельные.
Вообще на ярмарках Тимского уезда бывают торговцы старооскольские с красным товаром и для закупки мёда и воска; обоянские с простою шерстью, тулупами и для закупки холста; щигровские с скобяным и железным товаром и для закупки скота и пеньки.
Б. Рынки:
1. По воскресеньям в Тиму.
2. По пятницам в Мантурове.

1. О кочевой земледельческой промышленности.
Звероловство.
 Звероловство самое ничтожное, так что добывается в каждом уезде не более как до 10,000 зайцев, 100 лисиц и 15 волков…
 Псовая охота у помещиков, а ружейная у поселян почти совершенно выходят из употребления. Обыкновенно зверь и дичь ловятся тенетами, капканами, сетями, а в Тимском уезде зайцев покрывают треплом, особенно в то время, когда идёт мокрый частый снег.
 Примечание. Трепло есть сеточный колпак, пришитый к обручу, который прикреплён к длинному шесту.

Скотоводство.…
2. Кругом же можно положить, что в 8 лет получает мужская ревизская душа до 20 руб с. за избыток от скотоводства, а именно: за корову или телёнка от 3,5 до 7,5; 8 овец и ягнят 8; за свиней, поросят, свинину, сало, молоко, сливки, масло и шкуры до 5,75 р. с.; и 3 лошадей едва ли не столько же покупают, сколько продают, что происходит несколько и от того, то  по обширности хлебопашества скот чрезвычайно изнуряется работами.
В последние годы скотоводство заметно упадает во всей губернии, особенно у казённых поселян.

Об оседлой земледельческой промышленности.
Плотничество
Поселяне вообще сами себе строят избы и хаты, а те из них, которые лучше знают плотничать, ходят для заработок…

Огородничество
 В селениях большая часть поселян, имеющих домы, имеют и огороды: но из хозяек – великороссиянки вообще слишком мало имеют ухода за ними. Огороды их большею частию похожи на запустелое место, бывшее не так давно под усадьбами. Кто захочет найти огороды в селении великороссийском, тот тотчас найдёт, если только обратится в ту сторону, где беспечно тянутся лебеда, дурман, крапива и подобные им растения, между которыми, как раба, а не хозяйка, пресмыкается огородина.
Таковая поразительная небрежность происходит отчасти от разделения семейств, вследствие чего хозяйки имеют слишком много занятий, а более, во-первых, от от существенной нужды в одной только капусте или справедливее в одних только капустных листьях вследствие неприхотливости великороссиянина, до того привыкшего на севере ко всем лишениям, что и в климате умеренном медленно развиваются в нём потребности, и, во-вторых, от недостатка сбыта огородины.
Примечание. Во многих местах Курской губернии 1836-го продавались: сотня капусты около 7,- а полторы мерки/мешок/картофеля дешевле 1 к. серебром.
Вследствие всего этого нередко встретить можно, что сами поселяне покупают самую нужную в их быту огородину.
Малороссиянки гораздо более трудятся в своих огородах и огородина в них разнообразнее, потому что малороссиянин очень разборчив в пище, когда он дома; а хозяйка его почти никогда не косит сена, не молотит и решительно никогда не пашет, между тем как великороссиянка большею частию несёт все эти тяжкие труды.

Хлебопашество и сбор сена
О хлебопашестве и сборе сена можно заметить только следующее:
1. Вообще землю пашут сохами в одну лошадь, малороссийский плуг почти совершенно выходит из употребления и встречаясь только к югу от 2 черты[2], но и там употребляется преимущественно для взорания новины. Для скорожения (боронения) малороссияне употребляют набивные бороны, а великороссияне плетёные. Срезывается хлеб серпами и косами. Молотьба производится повсеместно цепами, а веют на открытых токах, подкидывая хлеб на ветер лопатою; число же молотильных машин и веялок не превзойдёт во всей губернии первых 30, а вторых 120. Они находятся преимущественно в больших хорошо устроенных экономиях, или где господин больший любитель до нововведений.

[2] Вторая черта – линия, образуемая воронежскою дорогою на Обоянь и р. Пслом. (с. 471 3-й части)
2. Помётом удабривают землю с половины мая до Иванова дня (24 июня), т.е. после главного весеннего посева до сенокоса под рожь, пшеницу и просо. Удобрение земли считается необходимым повсеместно под пшеницу, просо и конопли...
3. Покрытое до Иванова дня помётом поле запахивают до Петрова дня (29 июня); начинают скородить около Казанской или Прокопьева дня (8 июля), до Успенья (15 августа); потом спустя 12 или 15 дней лешат, т.е. прокладывают соломою или сохою зигзаговую дорожку, по которой должен сеятель ходить, чтобы вернее был посев. Вслед за тем сеют озимый хлеб, а обсеменённое поле заскароживают. Местами, предварительно ещё до лешения, перепахивают (двоят), а по посеве запахивают; первое преимущественно делается там, где земля крепка, а второе там, где супесковата, дабы не выдуло семян в случае больших ветров.
Примечание. Посев озимой пшеницы оканчивается несколько ранее, нежели посев ржи, чему отчасти причиною и меньшая значительность посева первой.
4. Под конопли, взорав землю в исходе апреля, немедленно её унавоживают, а чрез неделю ещё переоровывают с боронами. Конопли вообще сеются при самых усадьбах на огороженных или обрытых канавами участках земли, а лён между хлебами на низких, несколько влажных местах.
5. Под яровой посев землю начинают орать с Успенья и продолжают до тех пор, пока она замёрзнет, а остальную часть её распахивают весною. Посев ярины сходствуется с посевом зяба.
Примечание. Летом унавоженное поле называется паром, а осенью вспаханное под ярину — взмётом.
Для сбережения нивы, лежащей при дороге, от побою обыкновенно её прикрывают или частыми поперечными к дороге канавками аршина в 1,5 длины, а в 0,6 ширины и глубины. Этот ежегодно возобновляемый труд происходит от того, что у нас сельские дороги поныне остаются не окопанными даже в самых населённейших губерниях.
6. Ярина сеется с самого открытия весны одна за другою в таковом по времени порядке: мак, чечевица, горох, ячмень, яровая пшеница и овёс - до 1 июня; картофель около Юрьева дня (23 апреля); просо дня за три до Николина дня (9 мая); конопли и лён около дня матери Елены и Царя Константина (21 мая), - гречиха с 15 мая до 5 июня. Чем лучше или супесковатее земля, или чем менее надежны семена, тем большее количество их высеивается и на обороте при первых и последних данностях.
7. Уборка бывает: замашки около половины июля, ржи с 12 июля по 15 августа; овса, ячменя, гречихи около 10, льна и пшеницы 15, маку и гороху 28 августа, коноплёй и прочего около 10, а картофеля 15 сентября.
Примечание: Хотя конопли и лён не суть хлеба, но как производство их сходствует с производством первых, то об них вместе и говорится для избежания общей обширности обозрения.
8. При уборке: замашку, лён, конопли и горох дёргают, потом первые два расстилают, третьи вяжут в снопы, а горох валят в копны или кучи; рожь, пшеницу и просо большею частию жнут; а прочие яровые хлеба преимущественно косят[3], потом вяжут в снопы и ставят в суслоны[4]. 52 снопа составляют копну, а от 20 до 100 копен, сложенных вместе так, чтоб хлеб в них наименее подлежал порче, называются скирдом. Скирды, заключающие не более 50 копен, обыкновенно имеют вид обращённого и усечённого к горизонту земли конуса, покрываемого другим конусом, имеющего в высоту не более 0,2 первого. Скирды же, заключающие более нежели 50 копен, имеют вид точно также составленных пирамид с параллелограммным основанием. Верхние конус и пирамиду покрывают соломенною кровлею, прикрепляемою или связанною длинными ветвями или катками (соломенными верёвками). ...

[3] Рожь тогда только косят: или когда урожай велик, она не полегла, и прочие хлебы с нею вышли (поспели), или когда она до того редка, что не более как несколько стеблей можно её захватить в горсть. По последней причине иногда пшеницу и просо косят. Когда же озимые хлеба худо уродились, а яровые хороши, тогда и последние более жнут, нежели косят. Впрочем, вообще при уборке хлеба коса более и более входит в употребление.
[4]
В некоторых местах, особенно в Рыльском уезде, снятую гречиху складывают в телеги, которыми делается первый счёт её урожаю.

9. Гречиху и просо молотят нередко в жнивах или прилегающих к ним дорогах; а горох, чечевицу, лён и конопли тотчас по привезении на гумно, если они только не отволгли (не отсырели) от непогоды. В исходе сентября снопы конопляные погружают в воду на 2 или 4 недели, а иногда и более. Вынув из воды и просушив, оставляют до весны, с наступлением которой их мнут для получения пеньки в особо устроенных деревянных станках.
10. Вообще зерновый хлеб хранится в закромах, а в северо-западной части губернии в обожжённых ямах, которые гораздо полезнее было бы ввести повсюду, где только можно,  вместо мирских магазинов: потому что, во-первых, устройство их дешевле; во-вторых, зерно в них никогда не подвергается той порче, какой подвергается в закроме; в-третьих, пример, поданный распоряжением Правительства, сделает гораздо большим употребление тех ям; хлеб не будут оставлять по несколько лет не обмолоченным, зерно будет большею частию сыромолотное, годное на посев; не будут напрасно губить лес и время; не будут напрасно ходить каждый год взад и вперёд, чтобы переменять хлеб; не будут терпеть убытков, случающихся при таковой мене и так далее; и, в-четвёртых, поверить количество хлеба в яме и в закроме одно и тоже.
11. Из всех хлебов сеется наиболее ржи и овса. Они относятся между собою почти 1:0,5; потом гречихи и пшеницы, а всего менее ячменя, гороха, проса, чечевицы, льна и мака, хотя последний годами очень хорошо родится, но вообще он, как и лён, требуют большого удобрения или лучшей новины и губительно истощают землю, а иногда захватываются (побиваются) ранними морозами. Оттого в некоторых уездах их почти вовсе не сеют. Малый посев пшеницы в помещичьих экономиях и почти совершенное отсутствие её в хлебопашестве поселян происходит от подобных же причин, а именно: она требует значительного удобрения; что чрезвычайно затруднительно при малом скотоводстве; и иногда подпадает морозам; пшеница сеется наиболее озимая, кроме самых южных частей губернии, где лучше родится яровая. От второй черты[5] только к северу находится значительный посев коноплей, а к югу позначительнее посев проса и отчасти ячменя, которые оба, так равно чечевица, горох и мак, производятся вообще для своего потребления…
[5] Вторая черта – линия, образуемая воронежскою дорогою на Обоянь и р. Пслом. (с. 471 3-й части)

12. Полная плодопеременная система была неоднократно испытываема заботливыми о своих выгодах хозяевами, но никогда не оправдывала ожидания, не вознаграждала усиленных трудов и увеличенных расходов, и оттого произошло убеждение, что она только там уместна, где хлеб продаётся не на медные деньги, а на серебряные, и где сеется он на огородах, а не на обширных, как в России, пространствах. Но, несмотря на это, некоторые из помещиков в убыток себе непосредственный и посредственный, свой и подвластных им людей земли несколько лет сряду подвергали под новизны выдуманные некрестями (нехристями – прим. моё), как выражаются селяне.
Только необходимость и необманчивая, а верная выгода подавляет предрассудки народные, ведёт к применению вновь открытых способов, к усердному исполнению этих применений, к собственным наблюдательности и изобретательности, за которыми у русских никогда дело не останавливалось, когда встречалась надобность.
13. Считаются истощающими землю наиболее, как выше сказано, мак и лён; менее пшеница, просо, рожь и ячмень; ещё менее овёс. Удобривающими землю считаются чечевица, горох, гречиха и картофель.
14. В Курской губернии, по большей части, хлебопашество трёхпольное, при котором порядок посева по сорту хлебов зависит отчасти от изложенного в 12 пункте, а отчасти от качества земли., так напр. в Дмитриевском уезде после пшеницы сеют пшеницу, и потом земле дают отдыхать; а вообще после ея сеется или рожь, или гречиха, или иногда овёс, а потом на тех же местах сеется вместо ржи гречиха или овёс, а вместо гречихи или овса рожь, и потом пускается поле под пар или только в отдых. Но как главное количество полей в Курской губернии занимаются производством ржи, наиболее поспеваемой на удобренной или отдохнувшей земле, то порядок посева на этих полях всех более заслуживает внимания, хотя он и сходствует с общим посевом хлебов после пшеницы, а именно: после ржи сеются или гречиха, или овёс, а после них или рожь, или иногда после гречихи пшеница или овёс; по снятии которых поле пускается под пар или в отдых. Конопли вообще, как и пшеница в Дмитриевском уезде, занимают большею частию одни и те же места.
15. О сборе сена изложено в предыдущих отделениях. Здесь только заметим, что в Курской губернии хозяева, не имеющие или мало имеющие сенокосов, сеют чечевицу, которую, скосив во время цвета, употребляют вместо сена; таковое чечевичное сено называется выка или вика, и его накашивается с десятины до 30 возов.

Имеющие мало земли нередко рожь сеют на неудобренных и неотдохнувших ветошах, т. е. на выпаханной земле.

На десятине посеянные 5 мерок гороха дают от 25 до 100 и более мерок; 9 ячменя 40-75; 2 проса 24-120; 1,5 гарнца маку 200 и до 600 гарнцев; 2 мерки льна 15-60 мерок.
Средним числом копна льна даёт до 35 фунтов нечёсанного льна, а копна коноплей до 60 и более фунтов нетрёпаной пеньки; сверх того полагается на каждую копну коноплей 15 фунтов замашковой пеньки. Мерка конопляного семени весит около 30 фун.

К этому ещё присовокупим: 1-е, что количество земли, занимаемой конопляниками, и приблизительно трудно обозначить, 2-е, конопляное семя отчасти идёт прямо в кушанье, столчёное или смолотое, отчасти чрез отдачу в переделку на масло; 3-е, значительное количество пеньки переделывается на холст, назначаемый для своего потребления или в продажу, 4-е хотя гречневая каша и конопляное масло составляют почти необходимое для русского, за всем тем нередко случается, что нужда заставляет продавать и это последнее так сказать подслащенье жизни; 5-е в следствие этого же, нередко случается, что пенька, назначенная в продажу в виде холста, продаётся в виде пеньки; 6-е, каждый хозяин старается столько оставить хлеба в зерне, чтоб иметь на чёрный год запас, особенно на семена, так как случается, что не выйдет в следующий урожай тот или другой хлеб от наступления ранних морозов; со всем тем часто можно видеть, что поселянин спешит продать для уплаты податей, недоимок и подобных надобностей и тот хлеб, который необходим для прокормления его с семейством.

Птицеводство.
…немногие богатейшие однодворцы птицеводствуют подобно помещикам, а вообще полагается на поселянский двор 20-30 кур, по десятку гусей и уток.

Сноска на стр. 526
«В десятине считается 2400 кв. саженей. Эта десятина в хозяйстве называется казённой, для отличия от экономической, которая содержит в себе 400 кв. саженей».

2. Об оседлой издельной промышленности.
Б. Заводы.
Мукомольные мельницы.
Мукомольные мельницы находятся повсеместно ветряные и водяные, смотря по удобству.
Последние большей частью имеют ход подсубойный и гончаковый, а на быстрых реках наливный.
Вообще в мельницах нет недостатка… К сожалению, немногие из них хорошо устроены, а более посредственно или даже очень плохо.
Помол берётся отчасти по размеру зерном, отчасти деньгами.
В тех же меньницах устраиваются крупорушки, а также сукновальни, для валяния сукон, по мере приготовления их.

Сверх того во многих местах устроены особо небольшие крупорушенные заведения, приводимые в движение скотом.
Примечание. Ручные жернова держут многие поселяне для переделки зерна в крупу, а конопляного семени в молоко и в приправы к тесту и кушаниям.

Глава 14
О денежном приходе и расходе у жителей Курской губернии.
Для семейста, состоящего из родителей, двух сыновей и двух дочерей, живущих в Курской губернии, необходимо иметь денег в продолжение года: 1. – поселянского бедного – до 20, среднего состояния – до 50; и 2, мещанского бедного до 100, среднего до 200, а достаточного до 350 рублей серебром. Из этих семейств первое может иметь мясную пищу в продолжение года не более как 8 или 10 раз, а последнее будет иметь её ежедневно.
С.696
Примечание. Курские поселяне: под новый год жарят в пуд поросёнка, 19 августа служат о здравии лошадей молебствие (нрзб.), а 1 ноября жарят две курицы в уверении, что Св. угодники благоволят: Василий к свиньям, Фрол и Лавр к лошадям, а Козма и Демьян к курицам, которые по милости их более несут яиц.


02.конец

Полный текст рукописи Е. Пассека можно скачать здесь.