Журнал о птичьих правах (shabanov_f) wrote,
Журнал о птичьих правах
shabanov_f

Categories:

Загадочная история красноармейца Шабанова

Однажды я уже рассказывал о боевом пути своего деда Никиты Степановича Шабанова.
Только в прошлый раз был рассказ о медали за отвагу и танке "Тигр", сожжённом на Курской дуге.
А сейчас будет загадочная история о медали "За оборону Сталинграда".

Напомню, что дед воевал в 158-м артиллерийском полку 78-й гвардейской дивизии.

Он был гвардии сержантом и орудийным мастером 1-й батареи.

Известно, что Никита Степанович был призван 6 января 1942 года, и на фотографии есть медаль "За оборону Сталинграда".
78-я гвардейская дивизия тоже начала боевой путь под Сталинградом как обычная 204-я, и в этом сражении заслужила гвардейское звание. Медаль за отвагу дед получил уже в этой дивизии, но в ЦАМО РФ нет сведений о том, что он служил в ней до лета 1943 года.

Я просматривал сплошным методом всех погибших и пропавших Шабановых в "ОБД-Мемориал", обращая внимание на год рождения (1902), на место рождения (Курская область) или призыва (Северный Казахстан).

Наконец мне "попался" Шабанов ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, красноармеец, орудийный номер 77-го арполка 29-й СД, который пропал без вести 30 августа 1942 года под Сталинградом. Почему этот однофамилец привлек внимание?

Строка из списка потерь:

Смотрим ближе. Он родился в 1902 году в Солнцевском районе Курской области, как мой дед.

Он призван Советским РВК Сев.-Каз.области, как мой дед.

Его жена – Черёмушкина, это фамилия моей бабушки!

Караганд. ж.д., станция Киялы, элеватор – это место жительства семьи деда до войны!

Таким образом, по этому человеку всё совпадает, кроме имени-отчества и места службы! Но он тоже артиллерист!
Могло ли быть во всём СССР два Шабановых со столькими совпадениям жизненных фактов? Даже не "вряд ли"!

Но дальше ещё интересней, вот именной список потерь всей 29-й дивизии:

На семнадцати листах масса имён — вся дивизия пропала без вести! Например, вот часть колонки по одному из полков, пропавшему в районе Бирючей:

Находим полк, в котором числится наш однофамилец Шабанов:

Весь 77-й арт артполк вместе с Шабановым пропал в районе совхоза "Зеты" 29 августа 1942 года! 

Но сама запись об этом сделана 6 ноября 1942 года и список проверен на 12 января 1943 года! "Карточки выписаны"!

Дальше знакомимся с краткой официальной историей 29-й СД:

"29-я стрелковая дивизия сформирована 15.12.1941 как 459-я стрелковая дивизия в городе Акмолинске из военнообязанных северных областей Казахстана, 22.01.1942 переименована в 29-ю стрелковую дивизию. 
В июле 1942 года переброшена на сталинградское направление, 16.07.1942 года выгрузились из эшелонов на станции Жутово, 21.07.1942 года приняла первый бой у станицы Цимлянская, отошла на рубеж реки Аксай, оборонялась там в течение 6 дней, отходила с боями, в течение двух недель держала рубеж у станции Абганерово. В первой декаде августа 1942 года дивизия входила в состав оперативной группы В. И. Чуйкова, созданной с целью обороны левого фланга армии, и осуществила достаточно успешный контрудар на реке Аксай. Особенно тяжёлый бой дивизия приняла 30.08.1942 года, будучи рассечённой, потерявшей связь с командованием, частично окружённой. Разрозненные подразделения дивизии к 31.08.1942 года вышли на южную окраину Сталинграда (Бекетовка). С первых чисел сентября 1942 года вела тяжёлые бои на внутреннем оборонительном обводе. К тому времени в стрелковых полках осталось к этому времени всего по одной роте, их поддерживали огнём оставшиеся пять орудий артполка.
20.11.1942 года в 14 часов 20 минут дивизия пошла в наступление, участвуя в окружении немецкой группировки под Сталинградом. 10.01.1943 года вновь в наступлении, уже с целью рассечения и уничтожения группировки.
01.03.1943 года преобразована в 72-ю гвардейскую стрелковую дивизию".

Тут обращаю внимание, что 72-я Гв.СД была соседом 78-й Гв.СД на фронте под Белгородом в июле 1943 года.

Вывод: если Дмитрий Алексеевич есть результат ошибки, а на самом деле это мой дед Никита Степанович, то выходит, он сначала призвался и служил именно в 29-й (72-й Гв.) СД и каким-то образом перешёл в 206-ю (78-ю Гв.) СД.

Надеюсь, что разгадка скоро появится, когда уважаемый ouranopolis проверит документацию 29-й СД в ЦАМО РФ.


Tags: Генеалогия, История, Про войну, Шабановы/Шебановы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments